Аэрография авто

2.1. История аэрографии часть 1. Эдгар Стенли

Изучая аэрографию много лет, я пришёл к тому, что полноценную историю развития аэрографа и его использования так толком никто и не описал. Та информация,  которая доступна в книгах, в основном, очень краткая и редко исследует все сферы деятельности и художественные течения, где применялся аэрограф. А на всех тематических сайтах, посвященных аэрографии, просто копируется один и тот же материал из книг. Я не претендую на абсолютную историческую хронологию, но постараюсь осветить все аспекты истории аэрографа – так горячо любимого мною инструмента. Я постараюсь рассказать вам о всех самых знаменитых и прекрасных художниках, которые работали и работают в различных сферах искусства: роспись транспорта, иллюстрации, живопись и т.д. применяя при этом аэрограф. Надеюсь, те, кто только начинают свой путь, как художники аэрографии, почерпнут для себя много интересного, и самое главное будут равняться именно на то качество работы, которым славились профессионалы.
 
Первый аэрограф  – это фактически просто трубка, через которую дули с одного конца, а с другого помещали небольшое количество красителя, и тот, вылетая, ложился относительно ровным слоем. Можно сказать, что одним из вариантов аэрографа является зубная щетка, которую так часто использовали студенты художественных вузов в советское время, которая, разбрызгивая краску, использует тот же принцип смешения красителя с воздухом, что и все известные аэрографы, малярные пульверизаторы и т.д.  Первобытные  художники, применяли полую кость, либо трубки из тростника забитые пигментом, выдувая на стены пещер различные изображения. В такой технике рисовали людей, животных и пр. Доказательствами этой первобытной техники служат, например, наскальные росписи в Эль Кастилло (ElCastillo) в Сантандере, Испания, где доисторические художники накладывали свои руки на стены пещеры и использовали их как маски для создания аэрографического силуэта. Аналогичные изображения были найдены в пещере Рио Пинтурас в Патагонии, Аргентина.  Так же и появился первый боди-арт. Различные племена и до этого раскрашивали свои тела для различных ритуалов. При этом они часто использовали доисторический аэрограф, покрывая тело различными рисунками.
Постепенно техника распыления различных красящих средств совершенствовалась, но в своём сегодняшнем виде аэрограф, как инструмент, появился только в конце 19 века. Интересен тот факт, что несколько изобретателей того времени практически одновременно создали механизм распыления красителей. Технически их изобретения отличались, но объединяло их одно – сам принцип нанесения краски на поверхность.
 
Первый инструмент-прототип сегодняшнего аэрографа, который назывался atomizer (распылитель) появился 19 сентября 1876 года, когда Френсис  Эдгар Стенли из Кингфилда, штат Мэн, США, подал первый патент. Он был известным в то время художником, фотографом, изобретателем и бизнесменом. Патентное ведомство классифицировало распылитель «Стенли» как первый патент в своём роде и первый патент в своём классе. Важно ответить, что изобретение Стенли появилось задолго до того, как свои изобретения представили Абнер Пиллер и Чарльз Бердик, как считается во многих изданиях, указывающих, что попеременно именно они были первыми.
До Стенли художники и проектировщики использовали различного рода форсунки для распыления защитных покрытий, чтобы живопись и рисунки нельзя было смазать или намочить водой. Но только у Стенли появился ряд уникальных особенностей, который позволили контролировать качество и количество подаваемой жидкости. Тогда в аэрографе появился самый главный механизм, используемый во всех аэрографах современности – это игла, за счёт которой можно было очень точно регулировать подачу жидкости. В дополнение к игле, у Стенли появились сменные насадки для регулирования распыления. Но это были еще не совсем те сопла, к которым привыкли современные художники аэрографии. Краска и воздух смешивались внутри аэрографа, и, в зависимости от размера сменной головки, большой или маленькой, была возможность контролировать количество подаваемой краски.
Вопреки распространенному заблуждению, что все современные аэрографы являются механизмом «внутреннего смешения», они на самом деле не мешают краску и воздух внутри аэрографа. Они смешиваются в том месте на кончике аэрографа, откуда выходит воздух и краска. И это происходит вне тела основного аэрографа. У Стенли и краска и «воздух» мешались именно внутри тела аэрографа, и уже после этого вылетали наружу за счет использования сжатого газа. Именно газа, а не воздуха - первые аэрографы использовали газ, который и проталкивал краску наружу.
 
Конечно, сам вид атомайзеров Стенли был очень далек от современных распыляющих инструментов. Для изготовления корпуса использовалось дерево, а металлические детали зачастую были не самыми надежными и долговечными.  Сам способ нанесения так же отличался от современных:  аэрографы держали горизонтально и краска вылетала вниз, а не вперед .
 
Хотя способ Стенли имеет ряд полезных особенностей, он имеет и ряд недостатков. Для того, чтобы нормально настроить иглу или почистить аэрограф, было необходимо полностью удалить всю краску из банки и саму банку, т.е. разобрать его полностью. Для этого требовались специальные инструменты. Также сам механизм был не очень стабильный.
 
Стенли делал этот аэрограф только для ретуширования фотографий. Одним из примеров работы этим инструментом может служить портрет поэта Генри ЛонгФелло, который можно посмотреть в музее Стенли в Кингфилде, штат Мэн, США.
 
К сожалению, коммерчески аэрограф Стенли так никогда и не появился и ни одного «живого» инструмента не сохранилось.
В 1884 году Стенли и его брат-близнец основали Stanley Dry Plate Co, компанию по производству сухих фотопластин,  используя новую технологию, которая была в последующем продана компании Kodak в 1904 году. Талантов у братьев Стенли было много, они также прославились тем, что создали свои знаменитые паровые автомобили, различное газовое оборудование, ранние прототипы рентгеновских аппаратов и, как это не странно, скрипки. А сестра Стенли – Шансонетта –  была опытным и востребованным фотографом. Она одна из первых начала использовать в своей работе «распылители» или аэрографы.
 
Лев Кузьмичев 2011. Частичная или полная перепечатка и использование материала только при указании источника LEVDESIGN.RU и Льва Кузьмичева
 
Продолжение в следующей части.