Аэрография авто

3.1. Первопроходцы аэрографии. Ман Рей и дадаизм

И вполне естественно, что при таком большом развитии аэрографа и его популярности, методы использования аэрографии начали преподавать в государственных и частных школах  и университетах. Использование его как инструмента повлияло на большое количество художников и архитекторов, которые создавали после первой мировой войны многочисленные течения в искусстве того времени. Без сомнений аэрограф можно считать инструментом художников Северной Америки, потому что нигде кроме США не было такого распространения этого превосходного технического инструмента. Конечно, его использовали и Европе, и как это неудивительно местами в России, но это были единичные художники, которые, восхитившись аэрографом в Америке, привозили его с собой.
 
Критики искусства не принимали аэрограф очень долго. Можно сказать, что и до сих пор к нему относятся скептически. Считалось, что кисть или мастихин – это классические и простые инструменты для художника, а аэрограф – это механическое средство, которое не может иметь никакого отношения к искусству. Но индустриализация и развитие механических средств не могли не повлиять на умы художников. «Любовь» к машинам и всему механическому испытывали и Дадаисты, и Баухауз, Прецизионисты , Сюрреалисты и многие другие. Без сомнений, самыми яркими революционерами от искусства начала 20 века явились Дадаисты.
Термин «Дада» появился в Цюрихе в 1916 году. Суще­ствуют различные точки зрения по поводу его «откры­тия» — и это тоже совершенно в духе Дада. Поэту Рихарду Гюльзенбеку принадлежит правдоподобное утверждение, что он вместе с художником и музыкантом Хуго Баллем наобум выбрал слово из немецко-французского словаря. Ханс (Жан) Арп пред­ложил другую, более занимательную историю:
«Настоящим заявляю, что Тристан Тцара нашел слово 6 февраля 1916 года в шесть часов пополудни. Присутствовали я и мои двенадцать детей, когда Тцара впервые обронил слово, наполнившее нас вполне оправданным восторгом. Вышеописанное произошло в кафе Терраса в Цюрихе, и в моей левой ноздре была бриошь».
Дадаистам понравилась многозначность слова. Балль записал в своем дневнике, что «по-румынски дада означает «Да. Да», по-французски — «лошадка-качалка» или «хобби». По-немецки это междометие, означающее простодушное «понимание».
 
Дадаизм — это международ­ное явление, затронувшее многие области человече­ского существования; это умонастроение и образ жизни в наименьшей степе­ни, чем художественное направление. Идеи и дела дадаистов охватили во вре­мя и после Первой миро­вой войны Нью-Йорк, Цюрих, Париж, Берлин, Ганновер, Кёльн и Барселону: молодые художники объединялись, чтобы выразить свою ненависть к войне. Для них ужасы войны означали несостоятельность и лживость всех обще­признанных ценностей. Их мишенью сделались не только властные структуры, но также художественный истеблиш­мент, который в буржуазном обществе равнялся на дискре­дитировавшие себя социально-политические системы. По их мнению, единственный шанс общества на спасение заключается в том, чтобы разрушить эти системы, основан­ные на разуме и логике, и заменить их новыми, основанны­ми на первозданной и иррациональной анархии.
 
Их тактика была осознанно вызывающей. Они яростно атаковали общепринятые традиции искусства, философии и литературы во время своих манифестаций, поэтических чтений, шумовых концертов, на выставках и в манифестах. Они сознательно выбирали для встреч интимно-тесные, камерные места. Они собирались в кабаре «Вольтер» в Цю­рихе, галерее «Фото-сецессион» Альфреда Штиглица, квар­тире коллекционеров Уолтера и Луизы Аренсберг, Совре­менной галерее Мариуса де Зайаса в Нью-Йорке и «Клубе Дада» в Берлине; они давали выход своему гневу и требова­ли полного уничтожения старого, чтобы дать дорогу новому.
 
Конечно, самым ярким представителем американского дадаизма был Ман Рей ( настоящее имя Emmanuel RADNITZKY). Он родился и вырос в Нью Йорке. Был достаточно посредственным студентом, часто сбегал с занятий в различные богемные тусовки Манхэтена. Под влиянием Альфреда Стиглица он начал заниматься только еще развивавшейся фотографией и, работая с ней, он узнал о существовании нового инструмента для распыления краски.
 
Ман Рэй был мастером экспериментальной и модной фотографии, а также художником, режиссером, поэтом, эссеистом, философом и лидером американского модернизма, который в свою очередь просто не мог не экспериментировать с набирающим обороты новым техническим средством-аэрографом.
Совсем немного художников течения Дада пользовались в своем искусстве аэрографом, поскольку на тот момент аэрограф еще не получил такого большого распространения в Европе, как в Америке, и его было трудно достать. К тому же дадаизм был настолько разнообразен в своих проявлениях, что далеко не всегда его можно было использовать.
 
Ман Рэй провел большую часть своей жизни в борьбе  с формальными ограничениями изобразительного искусства. Жизнь  Рэя и его искусство всегда были провокационными, привлекательными и сложными.
В 1914 живя в Нью Йорке он встретил французского художника-эксперименталиста , дадаиста Марселя Душана , вместе с которым они пытались привить идеи дадаизма в Америке. Вскоре он понял, что Нью Йорк со своим хаотичным движением жизни не подходит для идей дадаизма и вскоре уехал в Париж, где через Дюшана узнал практически всех европейских художников и мыслителей того времени. Рей не знал по-французски ни слова, но это не мешало ему провести большую часть своей жизни в Париже и создать много неповторимых работ. Он экспериментировал буквально со всем: снимал фильмы, фотографировал, писал маслом, делал инсталляции, скульптуры и очень сильно повлиял на многих художников.
 
В 1916 он начинал плотно работать с аэрографом, создавая графику и живопись. Безумный восторг у него вызывал тот факт, что работая с аэрографом, он не касался поверхности – в этом процессе было что то магическое.  
Так как его первые выставки работ, сделанных в новой технике, не принимали критики того времени, Ман Рей говорил, что самое важное в произведении это идея, а не техника исполнения. Он хотел привнести в искусство идеи механичности, абстрактности. В работе с аэрографом он пользовался многими техниками, дул маслом на холсте, в графике пользовался гуашью. Конечно, он не раскрывал всех возможностей аэрографа, лишь создал одни из первых изображений в этой новой для того времени технике, но влияние его на дальнейшую судьбу развития аэрографии, как средства выражения в искусстве, огромно. Так, даже после того, как союз дадаистов прекратил свое существование, многие из художников обратились к идеям сюрреализма, а после появились такие течения как неодадаизм, новый реализм и перформанс, которые так же использовали как и идеи дадаизма, так и технику нанесения краски на поверхность с помощью аэрографа. Из наследия дадаизма наибольшее распространение получили его свободолюбие, непочтительность к авторитетам и склонность к экспериментам. В том числе благодаря всему этому мы имеем возможность сейчас каждый день пользоваться инструментом, который стал для многих художников основным в их творческой деятельности.
 
Самыми известными работами Ман Рея с использованием техники аэрографии стали:
·                   The Rope Dancer Accompanies Herself with Her Shadows, 1916 (находится в музее современного искусства в Нью Йорке);
·                   Volière [Aviary], 1919 (находится в Шотландском музее современного искусства);
·                   Admiration of the Orchestrelle for the Cinematograph, 1919 (находится в музее современного искусства в Нью Йорке).
 
 
Лев Кузьмичев 2011. Частичная или полная перепечатка и использование материала только при указании источника LEVDESIGN.RU и Льва Кузьмичева